Наступил бүдүү айы - канун или последний месяц уходящего года по лунному календарю.

События

18 Янв.

Наступил бүдүү айы - канун или последний месяц уходящего года по лунному календарю.

Шагаа - самый светлый и любимый праздник тувинского народа, который воспринимается как «Шагның чаазы» — «Начало нового времени».
Название сакрального праздника «Шагаа» состоит из двух исконно тувинских слов шаг (время) аа (аа сүт - молозиво) и тесно связано с понятием "ак” – белый, так как время его наступления с давних пор тувинцами воспринимается, как сокровенное рождение новой чистой жизни и как чистое, святое молозиво матери.
В этом году бүдүү айы – канун Шагаа продлится с 14-го января по 11 февраля.

В бүдүү айы каждый человек и каждая семья должны провести обряд внешнего очищения своего аала (квартиры, дома, двора). Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», « очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Вещи из дома выносят, чистят, вытряхивают, а старое и непригодное выбрасывают. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько болезни и плохие мысли. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям. Особое внимание уделялось и домашнему алтарю, на котором размещались культовые статуэтки бурганов. В знак уважения и почтения их моют, чистят, перед ними ставят белую пищу и зажигают лампадки.
последний месяц уходящего года обязательным было и духовное очищение. Все помыслы и деяния, совершенные в это время, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно быть добродетельным. Также принято просить прошения и прощать самому. Чем больше добра человек делает другим, тем больше добра приходит к самому человеку и его семье.

В бүдүү айы запрещалось злоупотреблять алкоголем. Так как наши предки верили, что нарушение данного запрета принесет с собой в будущем году трудности, невзгоды и болезни. Этот месяц принято проводить в кругу семьи, помогая друг другу в приготовлениях к Шагаа. Совместная деятельность в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи были залогом будущего благополучия семьи. В бүдүү айы запрещалось проливать кровь животных, резать барана . Поэтому мясную пищу для Шагаа тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем). К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай - молочный чай, саржаг - топленное масло, өреме - молочная пенка, быштак - пресный и прессованный сыры, курут - разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам.Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. Считалось, что это залог благополучия и богатства в Новом году.
https://kizil.bezformata.com/listnews/shagaa-chtobi-novij-god/64495583/